Хобби + бизнес или как поставить себя на место клиента

Наша команда уже много лет делает интернет-магазины и платформу для электронной коммерции, много сделано, но еще большего хочется достичь. Я уже давно пенял на клиентов, какие они нерасторопные: даешь им идею, но на её восприятие и одобрение уходят месяцы. А так хочется, как пришла идея, сразу сделать модуль под новый функционал и опробовать его в бою. Часто бывает, что видение в подаче материала расходится с клиентским и реализуется менее оптимальное решение. Дизайн - это вообще отдельная боль. Ну, кому я рассказываю, вы и сами всё знаете.

В общем, поставили себе задачу, с нуля спроектировать сам бизнес и интернет-магазин к нему. При этом никаких ограничений творческой мысли. Кстати, канаты -  это идеальная тема для тестового интернет-магазина. Номенклатура небольшая, сырья минимум, не нужно никаких особых производственных условий. И рынок невелик, чтобы сильно не отвлекаться на операционную деятельность.

Начало

Буду рассказывать как есть, как бы смешно это не казалось со стороны.

21 апреля 2016 года пришла идея. На следующий день привлек знакомого, он как раз был в творческом отпуске и с удовольствием занялся изобретательством. А придумывать нужно было многое, точнее всё: продукт, маркетинг, производство.

Изначально я нисколько не сомневался, что сумею создать более эстетичный и качественный продукт, чем представленный на рынке. Предполагалось не ограничивать себя в цене, т.к. высокая цена для премиального продукта это нормально. Тем не менее, некоторые товары у нас получились даже дешевле рынка, ну и отлично.

Мы естественным образом отстроились от конкурентов потому, что использовали ручное плетение как основной способ изготовления канатных тренажеров. Подглядели у зарубежных коллег, так иногда делают в Чехии и Америке. Получилось красиво и прочно.

 

 

 

 

 

 

Для позиционирования себя как профессионалов решили охватить максимальный ассортимент всего спортивного, что только можно изготовить из канатов: веревки для лазания, веревочные лестницы, канаты для лазания, канаты для перетягивания, а также различные качели и трапецию. Позже, по запросу зарубежного партнера, разработали уникальный канат для тяги на трицепс, такого нигде в мире не производят. И еще ряд идей ждут своего часа.

Дальше-больше: мы решили предлагать все изделия в двух материалах хлопчатобумажном и джутовом, на выбор покупателя. Кроме того, каждое изделие можно приобрести с продетым кольцом и карабином для того, чтобы удобно было вешать и снимать. Всё это в разы расширило ассортимент и добавило головной боли при разработке интерфейса интернет-магазина. 

Дополнительное требование: все наши материалы должны быть экологичными. Это джутовые и хлопчатобумажные канаты, нержавеющая сталь, натуральное дерево покрытое натуральными маслами, никаких лаков и красок. Исключение — ручки для кроссфитовских канатов, но там по другому никак.

 

Производство

Почему-то мне втемяшилось в голову, что важно сделать людям кронштейны и тогда мы предстанем как ангелы спускающиеся с небес, мол мы о вас позаботились: и канат вам и кронштейн, вешайте и радуйтесь. Но практика показала их низкую востребованность. Слава богу, что мы остановились на двух- и треханкерных кронштейнах из нержавеющей стали, хотя была мысль сделать еще потолочную шину и даже настенный кронштейн по образу турника Земскова.

Отсюда мораль для разработчиков: ваша фича может быть бесконечно прекрасной, но мало востребованной, поэтому делайте минимально работающий прототип и пускайте его в мир для получения регулярной обратной связи и доработки продукта.

По технологии кронштейнов много думали и решили не заниматься кустарщиной, а сделать по взрослому, заказать на производстве. Готовое изделие, естественно, никто не брался делать. Лазерной резки в городе не было, с московскими и питерскими конторами адекватный диалог удаленно не удалось наладить, нам ближе и гораздо дешевле было заказать в Литве. Петли изготовили сами, сварку поручили хорошему специалисту. Когда проводили испытания, то молотком удавалось раздолбить кронштейн, поэтому для обеспечения максимальной надежности проварили петли с двух сторон пластины. Это чуть дороже, но зато мы спокойны за прочность. А дальше нудный процесс полировки (пока в ручном режиме) и вот результат:

Канаты мы покупаем напрямую у производителя большими бухтами, поэтому даже с логистикой выходит нормально. Канаты выбрали из материалов хорошего качества, хоть и дороже. Кольца и карабины выбрали из нержавеющей стали А2, чтобы спокойно можно было вешать изделия не только в помещении, но и на природе. Оцинковка стирается и дает потом ржавый след (ну и просто не круто). Очень долго искали поставщика, чтобы сделать приемлемую цену на готовые изделия. С заготовками для лестничных перекладин тоже была засада. Заказали сразу в двух фирмах. Одна прислала с большим опозданием, другая не прислала совсем и потом сайт их тоже перестал работать. В общем подводных камней хватает даже в таком микробизнесе.

Самое интересное было придумывать, как наилучшим образом создавать изделия, чтобы они были и прочные, и красивые, и экологичные. Какие узлы подбирать, как фиксировать, как обрабатывать наконечники. Даже в простой перекладине для лестницы есть свое ноу-хау, которое позволяет сохранить максимальную прочность и предотвратить прокручивание.

 

Интернет-магазин

Дизайн сайта должен соответствовать уровню продукции, поэтому мы привлекли проверенного дизайнера. Но дизайнер не сделает самого главного - хороших фотографий. Удачно, что мой партнер -  не только классный производственник, но и любитель фотографии. Это позволило сэкономить нам значительную сумму.

Интернет-магазином занимался я сам, без делегирования работ на контент-менеджеров. Для проверки системы важно было лично выполнить все этапы, начиная с формирования структуры сайта, его наполнения, интеграций,  заканчивая визуализацией в унитеме. По окончании работ  все-таки пришлось привлечь верстальщика, чтобы приблизить вид сайта к задуманному дизайну. Пятого июля 2016 года наконец-то наполнил сайт, и он стал обретать приличный вид.

На этапе создания интернет-магазина меня поджидало множество неприятных моментов. Когда сам создаешь сайт целиком, то видишь все огрехи в проектировании системы. Оно вроде и работает, но неудобно, там можно улучшить, чтобы заносить тест быстрее, в другом месте форма не очень красивая, а где-то вообще баги всплывают. Пришлось переработать модуль импорта из CSV, т.к. потребности моего тестового проекта превосходили предыдущие, зато повысилась стабильность системы. Сделали ряд новых модулей, это всяческие экспорты и автопостинги, потратили время на заказ на Яндекс.Маркете (как позже оказалось, напрасно для этого проекта, но в других проектах работает успешно). В общем, развлекался как мог. В итоге сложилась следующая система:

 

1. Прайс и расчет себестоимости делается в электронных таблицах Гугла. При необходимости сохраняются пару файлов в формате CSV и на сайте обновляются цены, автоматом создаются новые позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. На сайте выстроена структура и, при необходимости, только правится или дополняется контент. Новости автоматом постятся в соцсети, также есть выгрузка товаров во Вконтакт. Ранее контент-менеджер, ничтоже сумняшеся, занёс весь ассортимент туда вручную! Эмоции переливались через край.

3. Покупка товара простая, через корзину. Регистрация не обязательна. Капча скрытая. Оплата по счету или другие варианты от Яндекс.Денег. С доставкой решили не заморачиваться, а сделать людям приятное: доставка бесплатная практически по всей России.

4. Менеджер магазина имеет доступ к списку заказов. Получает оповещения о новых заказах и об оплатах. Покупатель получает оповещения о каждой смене статуса его заказа.

5. Аналитика есть встроенная и параллельно подключена расширенная аналитика Гугла.

6. Менеджер магазина осуществляет планирование рекламной активности прямо в системе и тут же контролирует эффективность, используя модуль Рекнадзор, правда пока для контроля сверяемся с аналитикой Гугла. Система позволяет делать скидки и проводить акции, например, раздавать купоны и отслеживать отклики в системе.

 

 

Интернет-магазин Канспорт работает, регулярно принимает и отгружает заказы. Но в нем еще большое поле для экспериментов и доработок, чем мы потихоньку и занимаемся.

 

Что я вынес из этого проекта

Кто-то скажет, зачем так заморачиваться, но я считаю, что для создания выдающегося продукта нужно поставить себя на место клиента и полностью погрузиться в проблематику. Этот опыт позволил сформировать видение идеальной платформы для электронной коммерции.

 

Заниматься производственным бизнесом непросто, хотя в чём-то легче, чем ИТ, т.к. здесь объект управления имеет явную и более простую форму. Интернет это замечательная штука, позволяющая начать свой бизнес не ограниченный местным регионом. Благодаря интернету многие вещи можно продавать напрямую от производителя к потребителю, хотя торговые сети всё ещё доминируют на рынке. Но надеюсь по мере роста доходов у людей будет развиваться вкус и потребление будет носить более избирательный характер и всё больше будут покупать качественные, хоть и дорогие вещи напрямую у небольших производителей.

Занимаясь этим проектом я на себе ощутил проблемы и чаяния малого бизнеса, психологию людей, которые им занимаются. Человеку сложно работать сразу на несколько фронтов, а тут еще и этот непонятный интернет-маркетинг. Опять же, не каждый предприниматель может сразу позволить себе все технологии, которые я применил в этом проекте. Поэтому возникла идея изменить концепцию нашей платформы и, для начала, выложить в открытый доступ базовое решение, а также снизить цены на дополнительные модули, чтобы каждый бизнес мог позволить себе функциональный интернет-магазин, но это уже другая история и другая статья.

 

 

Категория блога
13.03.17

Ваш комментарий